RU | EN


Почему к "Зеленым листьям" не приходит осень?

06.06.2012

Золотой Рог, #89, 21 ноября 2000 г

Вадим НЕСТЕРОВ.

"22 ноября известная приморская компания отмечает свой юбилей..." Вообще-то газетный читатель со стажем, прочитав подобное начало статьи, просто таки обязан немедленно прекратить чтение. Но на самом деле панегирика не будет, однако и не заметить этого события тоже очень бы не хотелось. Потому что юбилей отмечает компания "Зеленые листья".

Хотим мы этого или нет, но эта компания, несмотря на всю противоречивость оценок ее деятельности, безусловно, уже обеспечила себе место в истории становления приморского бизнеса, а ее руководитель Виктор МАРЧЕНКО остается одной из самых интересных фигур среди дальневосточных предпринимателей. 10 лет существования компании - это, по сути, мафусаилов век в наше неспокойное время и серьезные приморские фирмы, которые могут похвастаться подобных долголетием, можно пересчитать по пальцам, не снимая ботинок. "Пройдем пунктиром" по чужой жизни...

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ: "РОМАНТИЧЕСКИЙ"

Российский бизнес образца 88-91 гг. Есть о чем вспомнить... Скажем сразу - никаких "Зеленых листьев" тогда еще не было, а их создатель, бывший молодой хирург, бывший руководитель владивостокского МЖК Виктор Марченко "покорял столицу". А дальше мы наблюдаем весьма типичный для тех лет сценарий. Решив совместить доходность и интеллектуальность бизнеса, Марченко занимается издательской деятельностью, попутно не отказываясь от всего, что подворачивается под руку. Одна из сделок - продажа автомобилей, крайне успешная, принесла первые серьезные деньги. Устав за год от суетной Москвы, с начальным капиталом и наполеоновскими планами строительства бизнес-центра и создания авиакомпании, Марченко возвращается в Приморье. И уже здесь, в ноябре 1990 г. создается компания "Зеленые листья".

Как известно, подавляющая часть удачливых предпринимателей той поры ушла с рынка.. Как говорится, "иных уж нет, а те далече...". Возможно, и "Зеленые листья" ожидала та же судьба, поскольку закон "на одну удачную сделку приходится 10 "пустых"" неумолимо доказывал свою правоту и деньги, заработанные в Москвы, таяли. Но тут опять наступили новые времена - Приватизация...

ПЕРИОД ВТОРОЙ: "ПРИВАТИЗАЦИЯ"

О деятельности "Зеленых листьев" заговорили и продолжают говорить до сих пор. Слухи выдвигаются самые разные, но все они крутятся вокруг одного - чьи были деньги, на которые "Листья" покупали предприятия. Как правило, называются самые одиозные фигуры - Березовский, Чубайс, Гусинский и т.п. По мнению самого Виктора Марченко, шлейф слухов, сопровождавших стремительный взлет компании -последствие его откровенного невнимания к тому, как людям нравиться толковать чужие успехи. "Если сознательно не прилагать усилий на создание положительного имиджа компании, то неизбежно сформируется отрицательный имидж. Жаль, что я этого не понимал с самого начала".

На самом деле все было гораздо проще - "Зеленые листья" работали на заемном капитале. "Наверное, никто так не работал с банками, как мы. Мы кредитовались в 10 приморских и московских банках, погашали кредиты за счет денег, взятых в других банках, расплачивались акциями, недвижимостью и т.д.". Поначалу "Зеленые листья", основным профилем которых предполагалось строительство, собирались ограничится покупкой трех предприятий - "Подземстроя" и двух проектных институтов. Однако оказалось, что при работе с заемным капиталом, как в кэролловском Зазеркалье - "чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать". В итоге - предприятия постоянно покупались, продавались, выменивались, переводились в деньги, ими рассчитывались по кредитам и т.п.. В каком-то смысле, это была авантюра, но хорошо просчитанная авантюра. Компания сделала себе имя и капитал. Начинался новый период - жизни в условиях "мирного времени".

ПЕРИОД ТРЕТИЙ: "ХОЛДИНГ"

Скажем сразу - жить было на что. Прозорливость и тонкий расчет Марченко проявились и в выборе тех компаний, которые остались за "Зелеными листьями". Среди них оказались несколько проектных институтов, которые располагались в огромных зданиях, в то время как реальные потребности институтов можно было удовлетворить если не домиком кума Тыквы, то одним этажом запросто - не случайно практически все "офисные общежития" Владивостока обустроились именно в проектных институтах. "Зеленые Листья" стали одним из крупнейших владельцев "доходных домов" в краевом центре, получали стабильный доход от аренды офисных помещений и Марченко вполне мог бы вести размеренную жизнь рантье. Однако, по мнению генерального, "это было совершенно неинтересно". Компания начинает развитие нескольких абсолютно новых направлений. По большому счету, эта "неуспокоенность" и спасла компанию, когда "майский день, именины сердца" российского бизнеса разом завершились кризисом августа 1998 г. Сегодня холдинговая компания "Зеленые листья" объединяет 12 реально действующих предприятий, профиль которых варьируется от капитального строительства до канцелярских товаров, от фото-услуг до производства молокопродуктов. Нет такой компании, которая была бы похожа на другую, и все потому, что российский бизнес очень персонифицирован, любое предприятие неотделимо от своего создателя. Когда владельцы компаний - колоритнейшие личности, тогда они легко увлекают за собой людей, заражая их идеями и собственным неисчерпаемым энтузиазмом. Может, в этом и есть секрет того, что "Зеленые листья" за все эти 10 лет так и не облетели?

обратно
© Виктор Марченко, 2014
Группа компаний «Зеленые листья»